Всё чаще и чаще современные жизненные реалии заставляют инженеров-сметчиков забыть основные аксиомы ценообразования и сметного нормирования, подстраиваясь под требования частного инвестора, которому абсолютно неинтересны МДС, правило усреднения и абсолютный запрет на изменение ресурсной части расценок, а индексы к статьям затрат могут и совсем запутать и вызвать негативную реакцию. Инженеру-сметчику еще повезёт, если заказчик спокойно примет правила начисления накладных расходов и сметной прибыли, но так бывает не всегда.

Поэтому, как правило, инженеру-сметчику приходится применять ресурсный метод составления сметного расчета, чтобы даже самому далёкому от ценообразования заказчику был понятен принцип ценообразования.

Рассмотрим несколько вариантов составления коммерческих смет

1 вариант. Самый простой, когда инвестор может ориентироваться в сметном расчете, но его не устраивают те ресурсы, которые фактически не участвуют в проведении строительно-монтажных работ, а подрядчика очень волнует, чтобы цены на материалы соответствовали рыночным, как и зарплата работников.

Тогда составляем обычный сметный расчет, начисления накладных расходов и сметной прибыли производим по видам работ для конкретных условий. Для успокоения своей инженерно-сметной принципиальности  — вводим понижающие коэффициенты, чтобы соответствовали всем указующим письмам и приказам Минрегионразвития.

Удаляем (чаще всего) все краны, неиспользуемые вспомогательные материалы (а-ля бензин авиационный и т.п.). Основные материалы выводим отдельно строкой и цену вводим по существующим прайсам, не забывая вычитать 18% и добавлять заготовительно-складские расходы.

Поставить стоимость человека/часа немного сложнее, для этого нужно произвести несколько расчетов. Как правило, частный инвестор мало обращает внимания на разряд рабочего, поэтому мы облегчим себе работу и не будем высчитывать тарифную сетку.

Возьмем заработную плату рабочего, например — 50 тыс.руб. в месяц, и высчитаем стоимость его чел/часа:

50 000 руб. / 22 рабочих дня / 8 часов рабочей смены = 284,1 руб.

Всем понятно, что монтажник и маляр могут получать разные оклады. В таком случае есть несколько выходов:

  • Рассчитать среднюю заработную плату (как правило, если сметный расчет большой).
  • Рассчитать стоимость человека/часа для каждого вида работ.
1

Такой способ составления коммерческих смет хотя бы отдалённо напоминает составление локальных расчетов в соответствии с принципами и законами по ценообразованию.

Но всё чаще в практике, особенно в крупных городах, инвесторы не хотят видеть сметный расчет в таком виде. Как мне однажды дали замечание (почти цитирую) «Прислали нам что-то сложное и непонятное, слишком много неизвестно откуда взявшихся цифр».

Поэтому всё чаще я составляю коммерческие сметы вариантом №2.

Для них можно совсем выключить святая святых — сметную программу, но я бы не советовала, так как она всё же является подспорьем и справочной информацией.

Само составление происходит исключительно в программе MS Excel.

Вот, например, реальная дефектная ведомость для составления коммерческой сметы

2

Как видно по выделенным строкам — при всём желании соответствовать расценкам не получится, так как в первой позиции не указан химсостав, а во второй вообще включено всё сразу. Заказчик, конечно, разбивать не собирается, так как ему интересен коммерческий сметный расчет.

В результате смета выглядит следующим образом:

3

Материалы выбраны по прайсам, химсостав — средняя цена тех, что подходит для данного вида работ. Это то, что может проверить инвестор, открыв соответствующие страницы в интернете.

Стоимость работ рассчитана следующим образом: с помощью программного комплекса определяем трудоемкость и стоимость работ (как в варианте №1). Для п.2 берем заработную плату по нескольким расценкам одновременно (шпаклевка, заделка отверстий, грунтовка, окраска).

Накладные расходы и сметная прибыль в таких сметах — коммерческая тайна для инвестора, поэтому может составлять любое количество процентов, всё зависит от подрядчика — сколько он хочет заработать на этом объекте.

Я, как правило, беру 50%  от ПЗ на накладные расходы и 50% от ПЗ на сметную прибыль. Расчет помогает сделать программа.

В MS Excel оформляем таблицу, в колонке «Стоимость» и строке «Итого» вводим нужные формулы расчета.

Итоговая сумма обсуждается между заказчиком и подрядчиком, выводится договорная стоимость.

Такая форма составления коммерческой сметы очень понятна для частных инвесторов, по ней возникает меньше вопросов, но  на этот вариант, не смотря на его кажущуюся простоту, уходит больше времени, чем на первый и на обычное составление сметного расчета.

Похожие статьи
Комментарии
Сергей
28 июня 2017
Наталья! А не могли бы Вы выслать вариант 2 Вашей коммерческой сметы в Excel как пример?
Ответить

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.